Гражданско - патриотическое воспитание. Мониторинг результатов

Тема: Программа мониторингового исследования

Исполнитель:

Павленко Ольга Викторовна

Введение

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Предложенная программа диагностики и мониторинга «Уровень патриотического воспитания дошкольников» направлена на решение одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения патриотического воспитания детей. Системный подход в проведении диагностики и мониторинга позволяет получить точное представление об уровне патриотического воспитания дошкольников

Программа мониторингового исследования

«Уровень патриотического воспитания дошкольников»

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными благами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Этапы проведения мониторинга

1-й этап:

Постановка цели и задач мониторинга «Уровень патриотического дошкольников». Определение объекта и предмета исследования.

Цель мониторинга – определение уровня патриотического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:

Выявить уровень патриотического воспитания детей подготовительной группы;

Разработать программу по патриотическому воспитанию дошкольников, позволяющую повысить уровень патриотического воспитания.

Предмет исследования – уровень патриотического воспитания.

Объект исследования – дети подготовительной группы.

2-й этап:

Второй этап диагностический включает в себя диагностикууровня патриотического воспитания дошкольников.

Периодичность проведения:

Выявления уровня патриотического воспитания детей подготовительной группы – 2 раза в год (сентябрь, май).

Анкета предназначена для детей подготовительной группы. Воспитатель ведет беседу с ребенком и вписывает ответы в таблицу.

Анкета «Уровень патриотического воспитания дошкольников»

(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева,

Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

Ф.и.ребенка

1.Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

4.Историко - географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

3-й этап: аналитический, включает в себя анализ результатов по итогам проведенной диагностики.

Каждый блок содержит несколько понятий, которыми ребенок должен владеть. Воспитатель, занося в таблицу ответы, помечает, как ребенок владеет информацией, в полном объеме (+), не владеет (-), отвечает и анализирует с помощью взрослого (+/-). После этого проводится анализ всей анкеты и выявляется уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям.

Высокий уровень

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

При анализе данных, определяются сильные и слабые стороны в патриотическом воспитании дошкольника, по которым в дальнейшем выстраивается индивидуальная работа по повышению уровня патриотического воспитания ребенка.

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

«Чулковская средняя общеобразовательная школа»

«Секиринская основная общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ

«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

(Срок реализации – 4 года)

учитель начальных классов

Косырева Елена Викторовна

скоей членов семьи, готовы помочь старшим в работеением прощать па изменения в обществе, защищать свое человеческое право.е

ПРОГРАММА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

по воспитательной работе в начальной школе.

Обоснование выбора гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетного направления

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Таким образом, опираясь на программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 и на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения очевидна необходимость в разработке соответствующей воспитательной программы.

Методологической основой нашей программы являются труды Волкова Геннадия Никандровича - профессора, доктора педагогических наук, академика, основателя этнопедагогики, академика Академии творческой педагогики Российской Федерации.

Для реализации данного направления была выбрана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа «Я – гражданин России».

Реализации программы осуществляется посредством классных часов, будут задействованы воспитательные возможности учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Цели гражданско-патриотического воспитания:

1. Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

2. Формирование гражданской и правовой направленности развития личности.

3. Воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач.

Задачами гражданско-патриотического воспитания младших школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:

Природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны);

Сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);

Социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики);

Некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как:

Любовь к родным и близким людям;

Любовь к родному городу;

Любовь к природе;

Уважение к истории народа;

Восхищение произведениями народного творчества;

Ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений:

Умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности;

Умение принять участие в общественно направленном труде;

Умение бережно относится к природе, результатам труда других;

Умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планируемые результаты реализации программы

У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В результате реализации программы ожидается:

    в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

    в социальной сфере: способность к самореализации формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;

    в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    в духовно – нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

    умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

    знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

    умение принимать и защищать свои решения;

    готовность к участию в общественных делах;

    готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

    патриотизм и любовь к Родине;

    права и свобода человека и гражданина;

    символика Российской Федерации;

    национальное самосознание;

    уважение чести и достоинства других граждан;

    гражданственность.

Количественные параметры:

    включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

    качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

    отсутствие детей с девиантным поведением;

    участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

    проведение мероприятий.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы реализации программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Формы организации программы

Индивидуальные, групповые, коллективные

Теоретические

Практические

    Беседы

    Сообщения

    Встречи с интересными людьми

    Экскурсии

    Просмотр наглядных пособий, видеофильмов, презентаций

    Конкурсы

    Выставки

    Соревнования

    Праздники

    Викторины

Программа включает в себя следующие направления и разделена по классам

1 класс

Тема: Я – продолжатель рода

Цель: развитие чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее рода, осознание себя как части микросоциума.

Задачи:

    знание значения своего имени;

    мои родители;

    я – член своей семьи, создание родословной;

    традиции моей семьи, создание семейного архива.

2 класс

Тема: Я и мое село, моя страна.

Цель: развитие чувства сопричастности и ответственности к развитию с будущего села.

Задачи:

    идентификация себя жителем села;

    изучение истории села;

    изучение жизни и деятельности знаменитых людей села;

    забота о чистоте и порядке своей улицы.

3 класс

Тема : Я родом из России, села Секирино.

Цель: воспитание активной гражданской позиции, любви к малой родине, чувства гордости за свою страну.

Задачи:

    идентификация себя жителем села Секирино;

    знакомство со страной, с народами, живущими в ней;

    знакомство с играми, загадками, пословицами народов живущих в Российской Федерации.

4 класс

Тема: Я – гражданин России

Цель: осознание сопричастности личности судьбе Отечества, воспитание чувства гордости за свою Родину, воспитание активной гражданской позиции.

Задачи:

    знакомство с историей России;

    осознание многонациональности России и дружбы между народами;

    изучение жизни и деятельности великих людей России;

    осознание себя частью России.

Приблизительные темы занятий (возможны изменения)

На освоение каждой из тем отводится 1 час теории и 1 час практической деятельности.

1 класс

Тема: Я – продолжатель рода

Тема

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Что для человека означает его имя?

Как родители выбирают имя своему ребенку?

Сделать рассказ о значении своего имени, разузнать у родителей, почему их так назвали.

Защита проектных работ

Мои родители

Как зовут ваших родителей? Ваша фамилия. Чем занимаются родители?

Сделать фоторассказ о родителях.

Защита проектных работ

Моя семья

Твои бабушки и дедушки и другие родственники.

Сделать родословную своей семьи.

Защита проектных работ

Традиции моей семьи

Что такое традиции семьи? Как сделать архив семьи?

Рассказать о традициях семьи, начать делать архив семьи.

Защита проектных работ

2 класс

Тема: Я и моё село Секирино

Тема

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мое село Секирино

Рассказ о том, что Москва – столица нашей Родины.

Составление фото-рассказа «Я живу в селе Секирино».

Защита проектных работ

Изучение истории основания села Секирино

История села Секирино

Интересные факты из истории села

Защита проектных работ

Знаменитые люди нашего села

Историю села делает каждый её житель.

Составление альбома «Профессии моих родителей».

Защита проектных работ

Забота о нашем селе

От каждого из нас зависит благополучие и рассвет нашего села.

Составление проектов «Чистое село».

Защита проектных работ

3 класс

Тема: Я родом из России, села Секирино

Тема

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Моя страна - Россия

История России. Климатические условия, природные ресурсы, развитие страны.

Проект «Россия в XXI веке и моя роль в ней».

Защита проектных работ

Народы, живущие в России

Знакомство с народами, живущими в нашей стране.

Составление альбома о своем народе.

Защита проектных работ

Русский национальный праздник

Знакомство с обычаями народа России.

Рассказ о праздниках своего народа.

Защита проектных работ

Народные игры

Знакомство с понятием «Народные игры, пословицы, загадки, поговорки».

Рассказ об играх, поговорках, пословицах своего народа.

Защита проектных работ

4 класс

Тема: Я – гражданин России

Тема

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Москва – столица нашей Родины

Рассказ о Москве, ее истории.

Интересные факты о Москве.

Защита проектных работ

Народы, живущие в России

История России, о народах, живущих на её территории. Дружба народов, подвиг дедов.

Проект «Мои дедушка и бабушка делали историю России».

Защита проектных работ

Великие люди России

Знакомство с известными людьми России.

Проект «Великие люди России».

Защита проектных работ

Я – гражданин России

Я часть своей Родины. Осознание себя частью России.

«Кем я хочу стать», «Что я могу сделать, чтобы Россия процветала».

Защита проектных работ

Мониторинг:

Мониторинг деятельности проводится ежегодно; отслеживаются количественные и качественные показатели.

Количественные показатели:

    участие в жизни класса, школы;

    участие в школьных, районных, областных мероприятиях обучающихся;

    изготовление и представление различных проектов (на бумажных и электронных носителях).

Качественные показатели:

    освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;

    удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой (ее организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);

    изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класса, школы, села;

    повышение статуса класса в школе.

Диагностика обучающихся начального общего образования по патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»

Основные показатели воспитанности патриотизма

Признаки и уровни формирующихся качеств.

1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечест-ву», символы России и др.

3 – знает и может объяснить все основные понятия;

2 – объясняет понятия не полностью;

1 – в объяснении понятий допускает ошибки.

2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, страну.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;

1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.

3. Сформированность чувства любви к своей малой родине.

3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;

2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;

1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.

4. Служение своими силами.

3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;

2 – участвует в организованных другими делах;

3 – неохотно принимает участие в делах.

5. Забота о своей школе

3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;

2 – участвует в делах класса и школы;

1 – в делах класса участвует при побуждении.

Расшифровка показателей

«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;

«2» - хороший уровень;

«1» - низкий уровень.

Диагностика проводится выборочно

При проведении диагностики используются следующие формы:

    наблюдение педагогом;

    лист самооценки качеств личности;

    анкетирование;

    рисуночный тест;

  • мини-сочинения.

Примерная анкета «Родина в моей жизни»

2-4 классы

1. Моя большая Родина – это…

2. Моя малая родина – это…

3. Самыми трудными событиями моей Родины были…

4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…

5. Когда я вырасту, я хочу…

6. Я не хочу, чтобы моя Родина…

7. По отношению к Родине я испытываю…

8. Я благодарен своей Родине за то, что…

9. Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…

10. Я стремлюсь быть…

11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…

Патриотическое и гражданское воспитание

Методика незаконченных предложений

Продолжи предложения:

1. Самое дорогое для человека – это…

2. Патриот своей Родины – это…

3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…

4. Долг для меня – это…

5. Свет в окнах моего дома – это…

6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…

7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…

8. Помогать Отечеству – значит…

9. Смыслом семейной жизни для меня является…

10. Закон для меня – это…

11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…

12. Символы нашего государства для меня…

Обработка: качественный анализ полученных ответов

Структура реализации программы «Я – гражданин России»

Программа опирается на:

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795


Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание


Я родом из России

Я – продолжатель рода

Основные цели:

Воспитать личность с высоким патриотическим сознанием, возвышенного чувства верности своему Отечеству.

Создание в классе условий для активной социализации каждого обучающегося.

Результат:

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Строим отношения на гуманной и демократической основе

Русский язык

Окружающий мир

Литературное чтение

Тематические классные часы

Деятельность

Коллектив 1-4 классов

Кол-во учеников – 20

Девочек – 9

Мальчиков - 11

Я – гражданин России

Я и моё село Секирино

Полищук Ирина Александровна соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 894 г. Москвы

Аннотация: В данной статье рассматривается диагностический этап опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявляются причины, влияющие на уровень гражданско-патриотического воспитания в школе и обуславливающие создание в школе музеев гражданско-патриотической направленности.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, школьный музей, диагностика, гражданственность, обучающиеся, молодежь.

В качестве экспериментальной базы исследования нами был выбран музейнообразовательный комплекс ГБОУ СОШ № 894 г. Москвы гражданско-патриотической направленности: военно-патриотический музей боевой славы «Отечество», музей «Отечественной войны 1812 года» и этно-краеведческий музей «Русского быта».

В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель диагностического этапа исследования состояла в определении особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся и уровней их выраженности. В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, проективное сочинение, ранжирование, социометрия.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у обучающихся школы.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству: высокий уровень - 17 %, средний уровень - 24 %, низкий уровень - 59 %; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень - 16 %, средний уровень - 46 %, низкий уровень - 38 %; отношение к себе как гражданину: высокий уровень - 69 %, средний уровень - 18 %, низкий уровень - 13 %.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Осознание собственного «Я» у школьников преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы школы, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.

Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 8,9 % - «никого». Третья часть опрошенных (33,4 %) остановилась на ответе «половина», и только 4,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 % − считают патриотами большинство.

Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных, верить в будущее России − 13,2 %, защищать интересы страны − 12,1 %, иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %, гордиться славным прошлым - 11,2 %, знать и ценить культуру народов России - 9,8 %, ставить государственные и общественные интересы выше личных - 5,2 %, такого понятия сейчас нет - 1,2 %, готовность к подвигам во имя интересов Родины - 0,3 %.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 29,6 % респондентов не считают себя патриотами, 33,5 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну; 25,4 % − за место, в котором родились; 26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше - 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. ‘

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне - 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 38,8 % обучающихся; «скорее да, чем нет» - 45,6 %; «скорее нет, чем да» - 8,8 %; «нет» - 3,2 %; «затрудняюсь ответить» - 3,6 %

Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания (см. теги , - прим. сайт), определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином. 40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию; преданность Родине и умение ее защищать - 66,4 %; жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность - 21,6 %; служение народу, конкретные дела - 15,3 %; готовность жертвовать своими интересами - 10,4 %, честный и бескорыстный труд - 8,2 %. Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданскопатриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.

Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Проанализировав мнения респондентов, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % -создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % - проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» - 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» - 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию - 15,6 % обучающихся. Большинство респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?», положительно оценили значение пилотной площадки и уголка боевой славы. Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость создания в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.

Среди школьников идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающиеся недовольны отсутствием мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: - снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине; - падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, - проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В связи с появлением таких проблем возникает необходимость создания и открытия музеев гражданско-патриотической направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию молодежи, который способствовал бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у молодежи, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

Система мониторинга по программе патриотического воспитания дошкольников.

Нагайцева И.Д.

воспитатель

МБДОУ ДС № 76 «Подснежник»

Для мониторинга результативности работы по «Программе патриотического воспитания дошкольников» разработана педагогическая диагностика.

Диагностический блок программы разработан в соответствии с системой педагогической диагностики, где представлены три этапа изучения детей:

I. Изучение предпосылок для усвоения программы развивающего обучения и воспитания.

II. Отслеживание промежуточных результатов усвоения программы развивающего воспитания и обучения.

III. Анализ и оценка заключительных результатов усвоения программы развивающего воспитания и обучения.

На первом этапе проводится изучение предпосылок необходимых для усвоения программы. Проводится комплексная диагностика психофизического развития каждого ребенка, а также определяется уровень сформированности знаний о явлениях общественной жизни у детей.

На втором этапе диагностики осуществляется текущее изучение результатов усвоения программы.

Определяется соответствие информированности детей возрастным нормативам; cамостоятельность и заинтересованность в получении новых знаний; обучаемость, т.е. уровень принятия помощи, ориентировка на образец, способ действия. Оценивается поведение ребенка в ходе различных видов деятельности: экскурсий, наблюдений за природой, рассматривания иллюстраций, фотографий, бесед, игр, занятий, праздников и развлечений. Определяется уровень адекватности, воспитанности, т.е. проявления отрицательных или положительных чувств, позитивного или негативного отношения к окружающим людям, к себе, к природе. Выясняется, соотносит ли ребенок свои действия с требованиями взрослых и действиями других детей.

Третий этап – итоговый, в ходе его оценивается динамика развития ребенка, уровень усвоения им программы.

Педагогическая диагностика «Программы патриотического воспитания дошкольников» включает три этапа.

Сроки

Задачи

Цель

август-сентябрь

Адаптация детей в группе, первичное обследование.

Выявить уровень осведомленности детей о явлениях общественной жизни, природного окружения.

Октябрь апрель

Текущее наблюдение.

Изучить промежуточные результаты усвоения программы

апрель - май

Заключительное обследование.

Оценить программы. результаты усвоения

В ходе диагностики используются следующие методы изучения детей:

1. Наблюдение.

2. Беседа .

3. Анализ результатов обследования.

4. Контрольные занятия

Разработаны критерии оценки усвоения программы:

Низкий уровень – программа неусвоена.

Задание ребенком самостоятельно не принимается;

Знания в целом по всем темам не сформированы, не соответствуют возрасту;

Обобщающие понятия не использует;

От ответов на вопросы отказывается;

Помощь взрослого не принимает.

Средний уровень – программа усвоена частично.

Задания принимаются частично (понимает и выполняет простую инструкцию не в полной мере);

Знания по большинству тем сформированы в соответствии с возрастом;

Частично использует обобщающие понятия;

Все виды помощи принимает, на некоторые вопросы отвечает самостоятельно.

Высокий уровень – программа усвоена полностью.

Задание принимает полностью, выполняет в соответствии с требованиями взрослого;

На все вопросы по всем темам отвечает самостоятельно;

Знания сформированы в соответствии с возрастом;

Свои действия сопровождает объяснительной речью, активно использует обобщающие понятия.

Педагогическую диагностику проводят воспитатели. Они используют разговорно-описательную беседу. Общение во время беседы должно проходить индивидуально с каждым ребенком, в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

Основные требования к беседе:

Беседа проводится с опорой на наглядность;

Убедиться, что ребенок понял поставленный вопрос;

Предложить поиграть;

Эмоционально поддерживать ребенка (хвалить, улыбаться);

Положительно реагировать на все ответы, даже ошибочные;

Фиксировать первый ответ, а не результат подсказок;

В случае непонимания, объяснить смысл задания на аналогичном речевом материале;

При признаках утомления позволить ребенку отдохнуть.

Предлагается примерное содержание бесед.

1. Беседы с детьми с 3-х до 4-х лет по темам:

Моя семья

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет? (Говорит, показывает.)

3. С кем ты живешь?

4. Как зовут маму (папу)?

Детский сад

1. Что нужно сделать, когда приходишь в детский сад (когда

уходишь)?

2. В детский сад ты пришел или приехал?

3. На чем можно приехать в детский сад? Назови части машины.

4. Как зовут воспитателя (няню)?

Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи;

Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату;

Знать имена членов своей семьи и персонала группы;

Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их значение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их;

Заботится о чистоте помещения и участка;

Знать название своего города, с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.

2. Беседы с детьми с 4-х до 5-ти лет по темам:

Моя семья

1. Как тебя зовут?

2. Как твоя фамилия?

3. Сколько тебе лет?

4. С кем ты живешь?

5. Как зовут маму (папу)?

6. В какие игрушки любишь играть дома?

Наш детский сад

1. В детский сад ты пришел или приехал?

2. Что ты любишь делать в детском саду?

Наша улица, наш город

1. Где ты живешь? (Название города, улицы.)

2. На чем люди ездят по улицам нашего города? (На автобусе, машине.)

К концу года важно выяснить, как реализуется программа, т.е. могут ли дети:

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);

Уметь рассказывать о своем родном городе;

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (водитель, повар, врач и др.).

3. Беседы с детьми с 5-ти до 6-ти лет по темам:

Моя семья

1. Расскажи о себе:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

С кем ты живешь?

Кем ты приходишься маме (бабушке, дедушке)?

2. В какие игры любишь играть дома?

3. Какие книги тебе читают дома?

4. Какие передачи любишь смотреть по телевизору дома?

Наш детский сад .

1. Что нужно сделать, когда приходишь в детский сад

(когда уходишь)?

2. Как называется наш детский сад? В какой детский сад ты ходил раньше?

3. Чем ты любишь заниматься в детском саду?

4. Кто работает в твоей группе? Что они делают?

5. Как зовут няню, врача, воспитателей, учителя-дефектолога и др.?

Наша улица .

1. На какой улице ты живешь?

2. Какие виды транспорта знаешь? (Грузовой, пассажирский.)

3. Кто им управляет?

4. Как светофор помогает переходить улицу?

5. Какие профессии знаешь?

Родной город Нижневартовск .

3. По какому адресу ты живешь?

К концу года важно выяснить, как реализуется программа, т.е. могут ли дети:

Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности;

Знать своих родственников, домашний адрес;

Различать некоторые рода войск;

Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора;

Знать название родного города (поселка), страны, ее главного города.

4. Беседы с детьми с 6-ти до 7-ми лет по темам:

Моя семья .

1. Расскажи о себе:

Как твоя фамилия?

Как тебя зовут?

Кто ты? (Мальчик, девочка, имя, фамилия.)

Сколько тебе лет?

Где ты живешь (город, адрес)?

2. Как зовут твоих родителей? Кем они работают? Какие профессии еще знаешь?

3. Чем ты любишь заниматься дома? (Игры, книги, телепередачи, интересы.)

Наш детский сад

1. Как называется наш детский сад? В какой детский сад ты ходил раньше?

2. Чем ты любишь заниматься в детском саду?

3. Кто работает в твоей группе? Что они делают?

4. Как зовут няню, врача, воспитателей и др.?

Родной город Нижневартовск

1. Как называется наш родной город?

2. Где ты любишь гулять в нашем городе? Куда ходите с родителями?

3. Что ты знаешь о школе?

4. Какие виды транспорта знаешь? (Водный, воздушный, наземный.)

5. Какие правила дорожного движения знаешь?

Наш край – Югра

1. Какая природа на Югории?

2. Что растет в лесу?

3. Какие города, деревни знаешь?

4. Как называется наш родной край?

Наша Родина – Россия, ее столица.

1. В какой стране ты живешь?

2. Назови главный город нашей Родины.

3. Кто защищает нашу Родину?

К концу года важно выяснить, как реализуется программа, т.е. могут ли дети:

Различать и называть виды транспорта; предметы, облегчающие труд человека на производстве, объекты, создающие комфорт и уют в помещениях;

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

Знать герб, флаг, гимн России;

Иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества;

Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор;

Иметь представления о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.;

Иметь представления о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве;

Иметь представления о государственных и народных праздниках; школе; библиотеке;

Дополнительно : иметь представления о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, о героях космоса.

По результатам беседы готовятся предложения по коррекционно-воспитательной работе по данному разделу.