Методики изучения мышления. Методика исследования мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Психодиагностика мышления дошкольников

МЕТОДИКА «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»

ЦЕЛЬ: Изучить способность ученика устанавливать логические связи между понятиями.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. специальный бланк (образец см. ниже),

ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк и сообщается сле­дующая инструкция: «Посмотрите, под № 1 слева написано два слова – сверху ЛОШАДЬ, внизу ЖЕРЕБЕНОК. Какая между ними связь? Жеребенок детеныш лошади. А справа под №1 тоже сверху одно слово КОРОВА, а внизу 5 слов на выбор. Из них нуж­но выбрать только одно, которое будет так же относиться к слову

КОРОВА, как ЖЕРЕБЕНОК к ЛОШАДИ, т. е. чтобы оно обозначало детеныша КОРОВЫ. Это будет теленок. Подчеркиваем слово

ТЕЛЕНОК. Итак, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева и затем установить такую те связь справа. Так же решаются все задачи».

БЛАНК К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИЙ»

1. Лошадь Корова
Жеребенок 2. Школа Пастбище, рога, молоко, теленок, бык Больница
Обучение 3. Яйцо Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной Картофель
Скорлупа 4. Ложка Курица, огород, капуста, суп, шелуха Вилка
Каша 5. Коньки Масло, нож, тарелка, мясо, посуда Лодка
Зима 6. Ухо Лед, каток, весна, лето, река Зубы
Слышать 7. Собака Видеть, лечить, рот, щетка, жевать Щука
Шерсть 8. Пробка Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя Камень
Плавать 9. Чай Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик Суп
Сахар 10. Дерево Вода, тарелка, крупа, соль, ложка Рука
Сук 11 Дождь Топор, перчатка, нога, палец, работа Мороз
Зонтик 12. Песня Палка, холод, сани, зима, шуба Картина
Глухой 13. Нож Хромой, слепой, художник, рисунок, больной Стол
Сталь 14. Рыба Вилка, дерево, стул, пища, скатерть Муха
Сеть 15. Утро Решето, комар комната, жужжать, паутина Зима
Ночь 16. Птица Мороз, день, январь, осень, сани Человек
Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»

1. Теленок 2. Лечение 3. Шелуха 4. Мясо 5. Лето 6. Жевать 7. Чешуя 8. Тонуть 9 Соль 10. Палец 11. Шуба 12. Слепой 13. Дерево 14. Паутина 15. Осень 16. Дом.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

По ключу проверяется правильность подчеркивания слов. Подсчитывается количество правильных ответов.



ВЫВОД. На основе сравнения результатов изучаемого ученика со среднегрупповыми результатами, полученными в одновозрастной группе, делается вывод об уровне развития у данного школьника изучаемой способности.

МЕТОДИКА ЛАЧИНСА

ЦЕЛЬ: Выявить индивидуальные особенности проявления ригидности (т. е. костности) и подвижности мышления (т. е. пластичности).

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. бланк с десятью арифметическими задачами (образец см. ниже),

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и сообщает инструкцию: «На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции. Прямо на бланке записывайте арифметические действия, использованные Вами для решения каждой задачи. Решайте задачи последовательно от 1-ой до 10-ой. Последовательность решения задач изменять нельзя. Если вы не можете решить какую-либо задачу, пропустите ее и решайте следующую. Время решения не ограничено».

БЛАНК К МЕТОДИКЕ ЛАЧИНСА

N 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. - как отмерить 10л.?

№ 2. Даны три сосуда: 37, 24, 2л. - как отмерить 9 л.?

3. Даны три сосуда: 39, 22, 2л. - как отмерить 13 л.?

№ 4. Даны три сосуда: 38, 25 и 2 л. - как отметить 9 л.?

№ 5. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л. - как отмерить 11 л.?

№ 6. Даны три сосуда: 28, 14, 2л. - как отмерить 10 л.?

№ 7. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л. - как отмерить 9 л.?

№ 8. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л. - как отмерить 15 л.?

№ 9. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л. - как отмерить 12 л.?

№ 10. Даны три сосуда: 26, 10 и 3 л. - как отмерить 10 л.?

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Экспериментатор проверяет правильность и рациональность решений испытуемого. Первые пять задач имеют только одно решение. Они могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего, например, задача № 1: 37–21–3–3=10. Задачи № 6–8 и 10 имеют два решения: сложное (в три или два арифметических действия) и простое (в два, одно или ноль действий). Задача № 9 может быть решена только одним способом: 7+5=12.

2. Следует обратить особое внимание на рациональное решение задач № 6–10. Если большинство этих задач испытуемый решил нерациональным способом под влиянием стереотипа, выработанного при решении задан № 1–5, то, следовательно, у него проявляется ригидность мышления. Об этом же свидетельствует отсутствие решения задачи № 9. О высокой пластичности, подвижности мышления свидетельствуют обратные результаты, а именно: использование рациональных приемов при решении задач № 6–10.

ВЫВОД: Следует указать особенность мышления испытуемого, которая проявилась в данном эксперименте: ригидность или пластичность (подвижность).

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

3. бланк задания (образец см. ниже)

4. чистый лист бумаги, ручка.

ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк задания и сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк, на котором написаны серии слов. Каждая серия состоит из пяти слов. Четыре из них являются в некоторой мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Вы должны просмотреть каждую серию, найти слово, подлежащее исключению и выписать его на своем листочке под соответствующим номером. Например, даны 5 слов: «Кирпич, глина, камень, известь, дом». Первые четыре слова можно объединить одним понятием «строительные материалы», а последнее слово лишнее. Нужно записать: «№ 1 – дом». И так по порядку нужно решить все 17 серий».

БЛАНК ЗАДАНИЯ К МЕТОДИКЕ «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИИ»

1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. смелый, храбрый, отважный, злой. решительный.

3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.

4. молоко. сливки, сыр, сало, сметана.

5. Б. скоро, Быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

6. глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

7. лист, почка, кора, дерево, сук.

8. лом, сарай, изба, хижина, здание.

9. береза, сосна, дерево, дуб, ель.

10. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

11. темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

12. гнездо, нора, курятник, берлога, сторожка.

13. неудача, крах, провал, поражение, волнение.

14. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

15. минута, секунда, час, вечер, сутки.

16. грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

17. успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

1. По ключу проверяется правильность исключения слов.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ


1. маленький

5. постепенно

6. светлый

10. наказывать

11. голубой

12. сторожка

13. волнение

14. гвоздь

16. землетрясение

17. спокойствие


2. На основе проверки подсчитывается количество правильно исключенных слов. Это количественный показатель.

3. Проводится беседа с испытуемым с целью выяснения причин объединения в одну группу 4-х слов в каждой серии. Делается вывод, существенные или несущественные признаки положены в основу объединения. Это качественный показатель.

ВЫВОД. На основе количественного и качественного показателей делается вывод об уровне развития у данного школьника мыслительных операций обобщения и отвлечения. Оценка уровня развития производится на основе сопоставления результатов данного испытуемого со среднегрупповыми результатами, полученными путем экспериментального изучения группы школьников одного возраста.

МЕТОДИКА «ЛОГИЧНОСТЬ»

ЦЕЛЬ: оценить индивидуальные различия в уровне развития логичности мышления у школьников.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. бланк задания (образец см. ниже),

2. чистый лист бумаги, ручка.

ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк, на котором дано 20 заданий. Каждое из заданий представляет собой умозаключение, состоящее из 2-х посылок и вывода. Часть умозаключений верны, часть заведомо ложны. Испытуемому сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк с 20-ю заданиями. Каждое из заданий представляет собой умозаключение, состоящее из 2-х взаимосвязанных суждений и вытекающего из них вывода. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На чистом листе вы должны написать номера заданий и рядом с каждым номером одно слово: «верно», «неверно».

БЛАНК ЗАДАНИИ К МЕТОДИКЕ «ЛОГИЧНОСТЬ»

1. Вес металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.

3. Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония –капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждаются орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.

6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.

7. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнова изучает логику. Следовательно, Смирнова – слушатель высшей школы.

8. Некоторые студенты МГУ – бывшие военнослужащие. Петров – студент МГУ. Следовательно, Петров – бывший военнослужащий.

9. Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Колхоз «Восход» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил план хлебозаготовок.

10. Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, он работник 2-го управления.

11. Все граждане Советского Союза имеют право на труд. Иванов – гражданин Советского Союза. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

12. Все металлы куются. Золото – металл, Следовательно, золото куется.

13. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

14. Все студенты Ленинградского университета изучают историю КПСС. Н. изучает историю КПСС. Следовательно, Н. – студент Ленинградского университета.

15. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

16. Некоторые капиталисты стремятся к развязыванию войны. Н. Рассел – капиталист. Следовательно, Н. Рассел стремится к развязыванию войны.

17. Все студенты III-го курса выполнили норму ГТО II ступени. В. выполнил норму ГТО II ступени. Следовательно, В. – студент 3-го курса.

18. Все коммунисты выступают против войны. Б. Джонс выступает против войны. Следовательно, Б. Джонс – коммунист.

19. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

20. Все ученики третьего «Б» класса отличники. Петя Смирнов – отличник. Следовательно Петя Смирнов – ученик третьего «Б».

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. По ключу проверяется правильность выполнения задания школьником.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «ЛОГИЧНОСТЬ»

Ответы «верно»: 1,11,12.

Ответы «неверно»: все остальные.

2. Подсчитывается количество правильных ответов.

ВЫВОД. Для того, чтобы оценить уровень развития логичности мышления изучаемого школьника, необходимо провести этот эксперимент с группой учеников одного возраста, получить и обработать результаты и сравнить результаты изучаемого школьника со сроднегрупповыми.

МЕТОДИКА «СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ФРАЗ»

ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные различия в уровне развития абстрактного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Набор из 10 карточек, на каждой из которых написан текст одной пословицы (возможный вариант текстов см. ниже).

1. Куй железо, пока горячо.

2. Цыплят по осени считают.

3. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

4. Не красна изба углами, а красна пирогами.

5. Лучше меньше, да лучше.

6. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

8. Не в свои сани не садись.

9. Не все то золото, что блестит.

10. Семь раз отмерь, а один отрежь.

ТЕКСТЫ ФРАЗ К ЭКСПЕРИМЕНТУ

1. Материал разрезают ножницами.

2. Зимой ездят на санях, а летом на телеге

3. Каждое утро овец выгоняют за деревню.

4. Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо.

5. Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.

6. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

7. Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно.

8. Цыплята вырастают к осени.

9. О деле судят по результатам;

10. Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

11. Если не знаешь дела, не берись за него.

12. Кузнец; который работает неторопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

13. Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать.

14. Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

ХОД РАБОТЫ: Экспериментатор раскладывает на столе слева от испытуемого карточки с пословицами одну под другой, столбиком, текстом вверх. Затем экспериментатор дает испытуемому в пере­мешанном виде пачку таблиц с фразами и предлагает: «Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу. Учтите, что не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице». Затем испытуемый выполняет задание, а экспериментатор параллельно фиксирует его ответы в протоколе. После выполнения задания экспериментатор просит испытуемого дать объяснение по каждой подобранной паре, в чем их сходство, в чем их общая идея.

ФОРМА ПРОТОКОЛА

1. По ключу проверяется правильность выполнения задания испытуемым.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И ФРАЗ»

2. Путем качественного анализа проверяется правильность объяснения решения.

ВЫВОД: Чем больше у испытуемого правильных ответов, тем более сформировано понимание переносного смысла и тем выше, следовательно, уровень развития абстрактного мышления.

МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. набор из 9 пар слов, подлежащих сравнению,

2. чистый лист бумаги, ручка.

ХОД РАБОТЫ: До начала эксперимента экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9 Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том порядке, в каком даны пары слов». При проведении эксперимента экспериментатору следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе). Если школьник затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые несравнимы. В этом случае нужно написать:

«Их сравнивать нельзя». Если же школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых».


1. Корова – лошадь

2. Трамвай – автобус

3. Утро – вечер

4. Река – птица

5. Яблоко – вишня

6. Обман – ошибка

7. Корзина – сова

8. Летчик – танкист

9. Маленькая девочка – большая кукла

1. Воробей – курица

2. Поезд – самолет

3. Дождь – снег

4. Ось – оса

5. Дуб – береза

6. Голод – жажда

7. Волк – луна

8. Учитель – врач

9. Картина – портрет

1. Ворона – воробей

2. Сани – телега

3. Вечер – утро

4. Стакан – петух

5. Озеро – река

6. Сказка – песня

7. Ветер – соль

8. Золото – серебро

9. Молоко – вода


ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1. Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в целом по заданию. Это количественный показатель.

2. Проводится качественный анализ выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола).

3. Заполняется таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно).

ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Сравниваемые пары понятий количество признаков сходства одинаковые компоненты и сходство в размере цвете, форме функциональное сходство относятся к одному классу (одному родовому понятию количество признаков различия различие в размере, цвете, форме функциональные различия Относятся к различным родовым понятиям
Всего признаков

ПРИМЕЧАНИЕ: Признаки 1-ой группы являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные.

ВЫВОД: Чем больше существенных признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты процессы анализа и обобщения.

МЕТОДИКА «ПОДБОР СЛОВ - АНТОНИМОВ»

ЦЕЛЬ: выявление словарного запаса школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. бланк задания (образец см. ниже).

ХОД РАБОТЫ: Экспериментатор выдает испытуемому бланк зада­ния и сообщает инструкцию: «Вот ряд слов, к каждому слову придумайте и запишите (прямо на бланке) слово противоположного значения (антоним). Вот, например,...», и экспериментатор вместе с испытуемым разбирает 1-2 простых примера.

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА


3. грязный

4. исчезновение

7. крупный

9. младший

10. отталкивать

11. удаление

12. высокий

13. внешний

14. твердый

16. Красивый

17. исправление

18. множить

19. громкий

20. спокойствие

21. сходство

22. меньшинство

23. поднимать

24. беречь

25. разрешать

26. скупой

27. починять

28. порицание

30. забывать


ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1. Проверяется правильность выполнения задания по словарю антонимов.

2. Проводится качественный анализ ответов, т. е. учитывается степень дифференцированное, точности подбираемых антонимов. Большое количество ответов, построенных путем прибавления к слову приставки «не» (например, «высокий» – «невысокий», «спешить» – «не спешить» и т. д.) свидетельствуют о малом словарном запасе испытуемого. Особое внимание следует обратить на подбор трудных противоположностей (задание № 17, 18 и др.)

ВЫВОД: На основе проведенного анализа делается вывод о богатстве (бедности) словарного запаса испытуемого.


ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо, М. В. Контрольные работы по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашненко. – М.: Просвещение, 1979

2. Климов, Е. А. Как выбрать профессию? [Текст]: книга для учащихся / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1984

3. Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте [Текст] / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов и др. – М.: Просвещение, 1984

4. Методики изучения психологических особенностей школьников [Текст] / сост. И. И. Скрипнюк. – Л.: изд-во ЛГПИ, 1982

5. Непрерывная школьная практика по психологии [Текст]. – Л.: изд-во ЛГПИ, 1987

6. Платонов, К. К. Психологический практикум [Текст] / К. К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1980

7. Практические занятия по психологии [Текст] / под. ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972

8. Социально-психологический климат первичного трудового коллектива: диагностика и пути оптимизации. – Пермь, 1986

9. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст] / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец набора карточек для исследования объема внимания

· · ·
· · · ·
· · ·
· · ·
· · · · · ·
· · · ·
· · · ·
· · · · · ·
· · · · · ·
· · · · · · ·
· · · · · · ·
· · · · · · ·
· · · · · ·
· · · ·
· · · · · · · ·
· · ·

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТАБЛИЦА К МЕТОДИКЕ «БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ЧИСЛА»

2.2 Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление. Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей предложено по три разные методики по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 1 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей.

Методика №1 "Нелепицы"

(Методика для диагностирования образно-логического мышления)

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: "Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть".

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов:

10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Ребенок получает 4 и выше балла в этом задании только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Методика №2 "Обведи контур"

Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценки результатов даются в баллах в зависимости от скорости, качества и точности выполнения данного задания:

10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 секунд, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 секунд. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов - на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 секунд. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов - на выполнение задания затрачено от 120 до 135 секунд. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены, не вполне точно.

2-3 балла - на выполнение задания ушло от 135 до 150 секунд. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл - на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития ребенка дошкольного возраста следующие:

10 баллов - очень высокий результат; 8-9 баллов - высокий результат; 4-7 баллов - средний результат; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий.

Методика №3 "Лабиринт"

(Методика для оценивания наглядно-действенного мышления)

Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой (см. Приложение №1)

Вводные задачи состоят из двух задач - задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 - характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 - сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 - одновременно ориентиры и направления поворотов.

Инструкция:

Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10.

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

"Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону".

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в "письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

"В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 3:

"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4:

"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

К задачам 5-6:

"Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".

К задачам 7-10:

"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

Оценка результатов:

При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи (см. Приложение №3). В месте пересечения их координат указана оценка. Номер выбранного домика и оценка заносятся в протокол (см. Приложение №2). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков - 44.

Интерпретация полученных результатов:

38-44 балла - дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

31-38 - дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

24-31 балл - дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

18-24 - для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов - дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

Возрастные различия в уровне сформированности нейрокогнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста

Мышление -- психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Это творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека...

Воображение у дошкольников

Метод диагностики воображения художественного - «Рисунок». В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов)...

Цель экспериментального исследования: коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста методами игровой терапии. Объект исследования -- дети дошкольного возраста. Предмет исследования -- игровая терапия...

Коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами игровой терапии

Результаты наблюдения за эмоциональными проявлениями детей и результаты диагностики тревожности представлены в сводных таблицах результатов исследования (Приложение 4)...

Мышление старших дошкольников

мышление дошкольный наглядный образный Методологической основой выявления сущности образного мышления являются труды Мухиной В.С., Елесиной Г.Е., Мульдарова В.К., Брунера Н., Калмыковой З.И., Обуховой Л.Ф., Семенова И.Н., Марцинковской Т.Д....

Организации психокоррекционной работы по развитию мыслительных операций у детей с общим недоразвитием речи III уровня

На современном этапе логопедическая наука имеет в своем арсенале достаточно большое количество методик, направленных на коррекцию речи у детей с общим недоразвитием речи. Авторами таких методик являются: Нищева Н.Б., Каше Г.А., Коноваленко В.В....

Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников

На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л.С. Выготский, А.В...

Методы исследования: в ходе нашего исследования была использована комплексная методика исследования, включающая в себя: наблюдения, беседы и констатирующий эксперимент. Статистический анализ. В процессе исследования...

Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями

Мышление дошкольника развивается постепенно. Так Л.И. Божович, рассматривая особенности психического развитию у детей в младшем дошкольном возрасте определяла развитием манипулированием различными предметами. Действия с предметами...

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека...

Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении

1. «ЛЕСЕНКА» ЦЕЛЬ: исследование самооценки ребенка МАТЕРИАЛ: рисунок лестницы, состоящей из 10 ступенек. Рядом с лесенкой нужно расположить вырезанную из бумаги фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка)...

Психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников в процессе познавательной деятельности

Формирование речи у дошкольников

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник...

Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

1) Название методики: Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

2) Возрастной диапазон: 7-10 лет

3) Цель методики: исследование развития логического мышления, способности к обобщению.

4) Оборудование: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:

а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;

б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

5) Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности событий картинок;

2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось.

Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

6) Обучающая помощь: Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

7) Анализ результатов: Анализируются такие показатели как правильность выполнения задания, скорость, характер выполнения задания, отношение к полученному результату.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.

Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

По найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

Составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;

Каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;

На каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

1) Название методики: "Невербальная классификация". Т.Д. Марцинковской

2) Возрастной диапазон: 5-7 лет

3) Цель методики: изучение словесно-логического мышления

4) Оборудование: 20 картинок предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п.

5) Инструкция: "Посмотри внимательно, что я буду делать" - после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: "А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я".

Данная классификация называется невербальной, так как взрослый по­казывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две возьмите из разных групп (например, волк и корова), а третья кладется под первой карточкой правильной группы, например карточка овцы - под коровой. Передав картинки ребенку, вы молча наблюдаете за его деятельностью. Если ребенок ошибся, вы без комментариев перекладываете карточку в нужное место, под правильную картинку.

Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным. Вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать "Не вертись" или "Будь внимательнее". После того как ребенок закончит работу, его надо спросить, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется в выполнении задания, следует задать наводящие вопросы. Возможно введение вербальной помощи "А зачем же ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут волк, тигр, лев, то есть только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь - животное домашнее, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, осел".

7) Анализ результатов: Главное внимание обращают на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида.

Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей мы предлагаем по три разные методики, по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей .

Методики для оценки образно-логического мышления

Методика «Времена года» .

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 18 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать) .

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

Методика «Раздели на группы» .

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную на рис. 21, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены» .

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

10 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета) , синие фигуры (заштрихованы в линейку) , желтые фигуры (в клеточку) , большие фигуры, малые фигуры.

Замечание. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп .

8-9 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов - за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла - за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл - за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методики для оценки наглядно-действенного мышления

Методика «Воспроизведи рисунки» .

Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис. 25, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребёнку дается фломастер темного цвета и рис. в сопровождении следующей инструкции:

«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура» .

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нари-совал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8-9 баллов - ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались не заштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов .

5-7 баллов - ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

4-6 баллов - ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2-3 балла - ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0-1 балл - ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

Методика «Вырежи фигуры» .

Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рис. в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.

Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках) , ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) .

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов - все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл - ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Список литературы

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 1987. – 144 с. 1.
  2. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / М. Доналдсон; Науч. ред., предисл. и коммент. В. И. Лубовского. – Москва: Педагогика, 1985. – 189 с. 6.
  3. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 410 с. 7.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2003. – 456 с. 10.
  5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: введение в науч. психол. исслед. с элементами мат. статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 631 с.
  6. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2005. – 288 с. 15.
  7. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Академия, 2012. – 367 с.

Методики по определению уровня мышления детей дошкольного возраста

Методика «Исключение четвёртого лишнего» для детей 4-5 лет

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Оборудование: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:

1) по величине;

2) по форме;

3) по цвету;

4) по родовой категории: дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. (см. приложение 1).

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут;

6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут;

4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут;

2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Почини коврик» для детей 4-5 лет

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена,- определить сформированность мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Сформированность наглядно-образного мышления. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

Оборудование: на каждом из пяти рисунков (см. приложение 2) изображен разный орнамент, содержащий пробел.

Процедура проведения: перед ребенком кладут поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые раскладывают под рисунком или справа от него.

Инструкция: "Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его".

После этого предлагают рисунки.

Инструкция: "Посмотри, здесь нарисованы разные кусочки. Покажи, какой подходит (или: какой вырезали)".

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, исследователь использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика "внимательнее", "не спеши"). Эта помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.

Дети умственно отсталые не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе они просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисованных частей даже с помощью исследователя оказывается случайным.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес и понимают инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развернутая, детальная помощь.

При анализе результатов можно использовать следующую оценку результатов:

10 баллов - ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек;

8-9 баллов - ребёнок решил правильно все 4 задачи за время от 21 до 30 сек;

6-7 баллов - ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек;

4-5 баллов - ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек;

2-3 балла - время работы ребёнка над заданием заняло от 51 до 60 сек;

0-1 балл - ребёнок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 баллов – низкий;

0-1 балла - очень низкий.

Методика «Классификация»

Методика «Классификация» предназначена для выявления уровня развития логического мышления.

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений (см. приложение 3) и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: "Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом".
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения:

Невыполнение задания после всех видов помощи - 0 баллов;

Выполнение после словесного указания оснований для классификации -1 балл;

Выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения - 2 балла;

Выполнение по основной инструкции - 3 балла;

Высокие результаты - 4-6 баллов - свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины.