Лечение истерики. Все о женской истерике

19. Нанни Моретти. Тихая истерика отъявленного нарцисса

"Месса окончена"

"Ессе bombo"

"Palombella rossa"

"Золотые мечты"

"Месса окончена"

Художественным событием последних лет стал фильм Нанни Моретти "Дорогой дневник" (1995), который режиссер характеризует как наиболее психологичный из всех снятых им до сих пор. Это верно во всяком случае в том субъективном смысле, что Моретти окончательно разрушает границу между автором и своим персонажем. Речь идет о нем самом, перенесшем болезнь, которую врачи считали смертельной. Сорокалетний режиссер ощутил себя заново родившимся. Но даже если бы, не дай Бог, исход был иным, Моретти остался бы единственным полноценным персонажем своего поколения в итальянском кино.

Все, кто младше Бертолуччи, существуют в этой кинематографии в какой-то странной обезличенной совокупности. Даже международный успех фильмов Джузеппе Торнаторе ("Новый кинотетар "Парадизо") и Джанни Амелио ("Украденные дети") подчеркнул только лишь власть ностальгических мотивов, легенд неореализма. Собственное лицо не то чтобы не различимо, но как будто не существенно в групповом портрете, где сами имена, стоящие за фигурами, похожи (Никетти, Лукетти, Авати), а фоном служит поблекший интерьер "Голливуда на Тибре" или опустевшего кинотеатра, мало напоминающего рай. "Звезда кино, - сетует маститый критик Аино Мичике, - во всяком случае, какой она видится с планеты Италия, - это комета, посетившая нас лишь на время. Кино, или то, что мы обозначаем этим словом, не перешагнет порог XX века". Некоторые, правда, уповают на неаполитанскую школу, обратившую на себя внимание пряными пастишами Паппи Корсикато. Но ее будущее пока в тумане.

Причин глобального кризиса "киноцивилизации" множество. Причина изоляции и инфантилизма новой итальянской режиссуры конкретна. Она оказалась "ударена" 68-м годом в том нежном возрасте, когда еще не выработалась самозащита. Многие оклемались от шока и заговорили только в конце 70-х. Их мучил комплекс безотцовства. "Мною владел страх, как болезнь, - признается Джанни Амелио. - Годар, фигурально выражаясь, покончил с собой, оставив сыновей на произвол судьбы. Мы действовали, как зомби, пытающиеся выжить.

Если немецкое "молодое кино" зародилось благодаря постнацистскому культурному вакууму, для "новых итальянцев" питательной средой стал кризис марксизма, переживаемый как личная травма. Но лишь один Моретти сумел облечь свой инфантилизм, свое состояние аутсайдера, опоздавшего на поезд истории, в общечеловеческую "привокзальную драму", в тихий апокалипсис свершившейся катастрофы.

Такова интонация его ранних картин "Я самодостаточен" (1976) и "Ессе Bombo" (1978, анархистский парафраз библейского Ессе Homo - бессмысленный возглас растерянности героя-выкидыша 68-го). С меланхоличной самоиронией экран фиксирует тусовки молодых интеллектуалов, томящихся в кафе и перекидывающихся загадочными идиомами из своего жаргона. Периодически кто-то восклицает: "Ну, я пошел", - и порывается куда-то двинуться, но тут же оседает на месте. В основе "действия" - безнадежная рутинная путаница понятий, слов, настроений. Здесь не ждут уже даже Годо, тем более - мессианского гула революции или неба в алмазах.

Бездействие может трансформироваться в псевдодействие. Так, группа актеров, готовя никому не нужную авангардистскую постановку, предпринимает изнурительную вылазку в горы. Так, борцы с истеблишментом намерены оккупировать местную школу и сорвать занятия;

но пока суть да дело, наступают каникулы. Бунт приобретает метафизический характер, а фильм - характер глобальной пародии, объектом которой становится все - от анархистской дури до тоталитарного местного "вождизма".

В первых же своих фильмах режиссер предложил свежую насмешливую интерпретацию вечной проблемы поколений. Сразу сформировался и центральный персонаж кинематографа Моретти. Это сыгранный самим режиссером Микеле - его "альтер эго", "целлулоидный брат", его эксцентричная, утрированная маска. В этом гениально придуманном типе ярче всего запечатлелись анемия и внутренняя истерика поколения невротиков. Красивый, высокого роста и хорошего сложения мужчина, Микеле всегда одинок, не бывает счастлив в личной жизни; его тихий мелодичный голос то и дело сбивается на нервный фальцет, а лицо, особенно в диалогах с женщинами, искажается дурашливыми, порой монструозными гримасами.

Когда на фестивале в Торонто организовали кинопрограмму с обязывающим названием "Итальянский Ренессанс, Моретти оказался единственным его зримым представителем. Инициатор программы Пирс Хэндлинг связывает маску Моретти с традицией Чаплина и Бастера Китона. С последним его сближает флегматичная статика, анархистский же юмор отсылает к братьям Маркс. Есть черты общности и с Буди Алленом, и с Джерри Льюисом: недаром киноафиши с изображением кого-нибудь из американских комиков нередко мелькают в фильмах Моретти.

Что касается Италии, то поначалу его воспринимали здесь как еще одного из генерации комиков-меланхоликов, обновивших знакомый жанр "комедии по-итальянски", ставили рядом с кокетливо импульсивным Роберто Бениньи и "неаполитанским Обломовым" Массимо Троизи. Лишь постепенно стало выявляться особое место Моретти, его чуждость комедии как национальному макрожанру. Равно как и другим - опере, мелодраме, вообще итальянскому как чему-то специфическому в принципе.

В фильмах Моретти не уплетают, причмокивая, спагетти и моцареллу; их не украшают Везувий и Софи Лорен; в них никто не включает телевизор в тот момент, когда диктор сообщает об убийстве бескомпромиссного судьи или об очередном визите папы Римского. Связь с реальностью опосредована, углублена, метафоризирована. "Персонажи моих картин как будто живут в аквариуме ", - говорит Моретти.

И по фактам биографии его следует признать добровольным маргиналом в итальянском кино. Моретти гордится тем, что не учился в киношколе, не был ничьим ассистентом на съемочной площадке, а свой полнометражный дебют осуществил любительской камерой, которую купил у туристов на площади святого Петра, продав коллекцию марок и добавив кое-что из актерских гонораров.

Один из них был получен за небольшую роль в "Отце-хозяине" братьев Тавиани, к которым Моретти испытывал слабость. В основном же старшая кинематографическая братия вызывала у него, мягко говоря, аллергию. В фильме "Я самодостаточен" Микеле, услышав, что Лину Вертмюллер позвали преподавать в Беркли, уточняет: "Это та самая, что поставила..." Следует несколько названий фильмов, и вдруг изо рта героя начинает исторгаться обильная синяя пена. В другой раз Микеле притворно сетует: "Вот ежели 6 мне голос, как у Ажана Марии Волонте..."

"Золотые сны" (1981) целиком замкнуты в микромире кинематографа. Микеле теперь - режиссер, снимающий эпохальную киноленту "Мать Фрейда". Разумеется, фрейдизм подвергается такому же осмеянию, как и все остальное, и недаром Альберто Моравиа процитировал в своей рецензии на этот фильм крылатую фразу о том, что наряду с Октябрьской революцией Эдипов комплекс стал величайшим провалом нашего века. Моретти не жалеет сарказма в изображении кинобыта и кинонравов и не упускает случая представить публике свои характерные гэги. Однако соль этого фильма, который тут же назвали мореттиевским эквивалентом "8 1 / 2 ", в ином.

Она - в самом типе постхудожника, посткинематографиста, которым является Микеле, которым является Моретти. У Феллини кризис означал временное состояние, которое может и должно быть преодолено. У Моретти, поднявшего своего героя на новую ступень интраверт-ности, кризис не имеет исхода. Его невротизм вырастает до припадков эпилепсии, авторитарные замашки переходят в чистый садизм, самоирония - в мазохизм. Но все это - не что иное, как защитная реакция. Вектор кризиса, острие обиды все равно направлены не вовнутрь, а вовне, и в этом спасение. Микеле даже не пытается обратить неудовольствие на себя: для этого он слишком нарциссичен.

Моретти - один из самых отъявленных нарциссов современного кино. В каждом фильме он любуется своим физическим и социальным телом, воинственно отторгая его от системы коммуникаций, подвергая "шизоанализу" и "параноидальной критике", но при этом холя, лелея и заботясь о его комфорте. Переживая тихий апокалипсис, Моретти находит возможность истеричного согласия с миром. Тем самым он разрушает и остатки жанровых структур: его гэги и парадоксы носят скорее идеологический характер; его трагедии лишены катарсиса; его сардонический юмор почти перестает быть смешным.

В "Бьянке" (1984) Микеле становится учителем математики в либеральном колледже имени Мэрилин Монро: ученики здесь пользуются абсолютной свободой, а затравленные учителя подвергаются осмотрам психиатров. Впрочем, неспроста: у Микеле, по крайней мере, явно не все дома. Он часами разглядывает из окна туфли прохожих, пытаясь таким образом проникнуть в их души. Попадая в новую квартиру, опрыскивает ванну алкоголем и поджигает. Движется крадучись, выполняя завет Хичкока, который научил молодых итальянских кинематографистов "очень осторожно передвигаться в этом небезопасном мире" (признание Роберто Бениньи). В конечном счете тихий и робкий Микеле начинает совершать преступления, призванные "навести порядок".

Несмотря на неожиданный криминальный поворот, "Бьянка" осталась в биографии Моретти единственной попыткой снять love story. Попыткой, по определению, неудачной. Не только роман с реальной Бьянкой, но и жалкий суррогат любви - слежка за соседской парой - приводит к разочарованию и конфузу. Микеле становится жертвой своего идеализма: для него действительность - не то, что есть, а что "должно быть". Моретти вспоминает по этому поводу, как в юности он с группой единомышленников разочаровался в политике и сосредоточился на философии личных отношений. Но рассуждая о любви, о женщинах, они были столь же догматичны и привержены идеологическим клише. Шоры спали лишь с появлением у кого-то из компании первого ребенка: вся идеология предстала чушью по сравнению с чудом явления в мир нового человека.

В "Бьянке" герой Моретти слегка сдвигает с лица маску элитарности и обнаруживает качество "эвримена" - среднего, пусть и изрядно чудаковатого человека, не чуждого простым радостям. Заодно выясняется, что у воинствующего анархиста есть свои моральные принципы - увы, чересчур схематичные.

"Месса окончена" (1985) знаменует еще одно усилие Моретти по изъятию своего персонажа из "аквариума", усилие в поисках нормальности и порядка в мире. Героя уже зовут не Микеле, и он получает новую экспериментальную площадку - церковный приход на окраине Рима. Здесь он сталкивается с подлинными человеческими драмами, выступает в роли наставника, посредника, утешителя, а иногда - и участника, и судьи.

Отец Джулио, облаченный в сутану, остается все тем же "альтер это" режиссера, только умудренного более длительным и горьким опытом. Вместе со своими сверстниками он пережил эпоху революционных утопий и стал свидетелем того, как разветвились судьбы его друзей. Одни отсиживают в тюрьме за терроризм, другие предпочли карьеру в официальных институциях, третьи погрязли в эгоизме и мизантропии (запись на автоответчике: "Я дома, но не хочу ни с кем говорить").

Согласно Моретти, один из бичей нового времени - "сентиментальный терроризм", миф о любовной свободе, культивируемый масс-медиа. Отец героя на склоне лет бросает жену, доводя ее до самоубийства, и уходит к девчонке, с которой изъясняется на языке поп-шлягеров. Моретти протестует, он жаждет хотя бы в воображении воссоединить "идеальные пары" в символическом танце; он выступает как моралист-неоромантик, готовый чуть ли не силой осчастливить род людской.

"Месса окончена" - безусловный шедевр, один из фильмов, что остались в истории. В нем окончательно сложился изобразительный стиль режиссера - с преобладанием статичных долгих планов, "кадров-клеток", что подчеркивает замкнутую самодостаточность пространства и неловкость, дискомфорт, испытываемые в нем героем. Облаченный в сутану, он готов в любой момент послать подальше подобающий сану этикет и взорваться непредсказуемым движением или словом. Он бесстрашно осаждает хама, рискуя быть утопленным в фонтане, отвешивает оплеуху сестре, намеренной сделать аборт, и, не выдержав занудства одного из подопечных, бросается на футбольное поле и яростно бьет по мячу. В финале, отслужив последнюю мессу, отец Джулио объявляет о том, что покидает приход, не чувствуя себя более способным нести мир в души.

Сдержанный пессимизм и пронзительная грусть этой концовки чрезвычайно характерны для Моретти. С годами он все более дистанцируется от каннибальских форм левачества, но при этом с ностальгией вспоминает о временах, когда люди верили во что-то кроме кредитной карточки. Теперь ностальгию вызывает все, что возвращает аромат прошлого: снятая с производства марка леденцов, Рождество, пахнущее апельсинами, и появление первой клубники - не искусственной, доступной круглый год, а настоящей, с запахом и вкусом. Ностальгию, не более, вызывают увлечения юности - рок, революция и футбол.

06 исчерпавших себя формах коллективной общности Моретти поведал в 1989 году в фильме "Паломбелла росса". Название, буквально переводимое как "красная голубка", означает по сути "красный гол", или даже не гол, а специальный прием в ватерполе, который позволяет обмануть вратаря и забить мяч в ворота. В этом фильме роль "аквариума" играет столь же реальный, сколь и метафорический бассейн. Микеле-Моретти возвращается в образе функционера Итальянской компартии и члена ватерпольной команды, страдающего от амнезии после автомобильной аварии. Задавшись пристрастным вопросом, что значит быть коммунистом в наши дни (год спустя Моретти вернулся к нему в документальной ленте "Предмет"), отъявленный нарцисс сидит у кромки бассейна и видит в нем отражение всей Италии, ее социального тела.

Он вспоминает, как ребенком отказывался лезть в воду, предпочитая "другой спорт", но как его насильно тянули на глубину. Как он в ужасе кричал: "Слишком много хлорки!" Как товарищи остужали его пыл: "Игра окончена, ты проиграл". Как он бунтовал против канцелярского "деревянного языка" коммунистов, в котором самым поэтическим образом были "негативные тенденции. Только человеку, некогда отравленному идеологией и сумевшему вернуть свой организм в естественное состояние, могла привидеться блестящая метафора идеологии-воды - обволакивающей, засасывающей и абсолютно прозрачной в своем бесплотном существе. Только Моретти могло прийти в голову использовать в качестве контрапункта политико-спортивным играм кадры из фильма "Доктор Живаго".

Моретти не пошел одной дорогой со своими кинематографическими ровесниками, чей стиль определяют как минимализм или нео-неореализм. В итальянском кино, все больше страдающем от провинциальности, Моретти остается единственным автором в европейском и отчасти французском смысле: его экранные высказывания отчетливы и ответственны; они могли бы показаться чересчур рациональными, если бы не оттенок легкого безумия, если бы не настроение, воссоздаваемое в кадре с чуткостью, которая побуждает вспомнить Отара Иоселиани. В смысле метода Моретти - наследник идеалистического кино 60-х годов, однако давно прошедший этап негативизма и свободно оперирующий багажом прошлого.

Пройдя положенный молодости путь производственных мытарств, Нанни Моретти как черт от ладана держится в стороне от студии "Чинечитта" и традиционного клана продюсеров. Он сам теперь хозяин своих фильмов, а заодно и некоторых чужих - из числа близких ему по духу кинематографистов. Он продюсировал и сам сыграл в "Прислужнике" Даниэле Лукетти, превратив прямолинейную политическую сатиру в зрелище двусмысленно утонченное. Такая же двусмысленность окрасила другой недавний фильм - "Второй раз" Мимо Калопрести, новой надежды итальянской режиссуры. Моретти выступил здесь в роли технаря-интеллектуала, которого судьба вновь сводит с террористкой, несколько лет назад покусившейся на его жизнь. Прошли годы - и уже ни фанатики борьбы с режимом, ни без вины виноватые жертвы не в состоянии понять, ради чего накалялись и кипели страсти. Италия словно проснулась от кошмарного сна и не может найти в нем хотя бы подобия логики.

Моретти опровергает любой навязанный ему образ. Вдруг он проявил себя отличным организатором, и ему даже стали прочить пост директора Венецианского фестиваля. Как типичный невротик, он любит сладости: его наваждениями стали крем Nutclla и шоколадный торт Sacher. Последний дал название созданной режиссером кинокомпании; кроме того, он открыл в Риме кинотеатр, сразу завоевавший известность своими качественными кинопрограммами.

Впрочем, не только в нем, но и на многих других экранах Италии прошумел "Дорогой дневник", награжденный призом за режиссуру в Канне и "Феликсом критиков" лучшему европейскому фильму. Практически бессюжетный, свободно скомпонованный из трех новелл и построенный на музыкальных созвучиях, этот фильм имеет двойной источник художественной энергии. Он в такой же мере апеллирует к глубоко личным фобиям, представленным с пугающей откровенностью, в какой и к современной политической ситуации, катастрофическому состоянию итальянского кино и памяти Пазолини. Восхитительно пластичная и раскованная, картина демонстрирует Мореттти во всех его.ипостасях и во всем блеске его странностей и чудачеств, которые становятся вдруг удивительно понятными и привлекательными.

И все же Моретти слишком долго безнаказанно входил в одну и ту же воду собственного нарциссизма. Последний опыт такого рода - фильм "Апрель" (1998) - оказался не столь удачным. Те же политические рефлексии (победа "левых", поражение "левых"), повернутые в глубоко интимную плоскость (режиссер становится отцом), эксплуатируются привычно, вяло и без былого лирического волнения. Уже не мальчик, грустный бородатый комик Моретти начинает утомлять даже родственные ему зрительские души.

Но что поделаешь. Моретти - режиссер, актер, продюсер, прокатчик - тотальный кинематографист. Его персонаж стал нарицательным - как мечтатель Достоевского или "человек без свойств" Музиля. И стало понятно, что этот пасынок итальянского кино на самом деле и есть его единственный на сегодняшний день "проклятый поэт". Он развивается, взрослеет, почти умирает и оживает снова, оставаясь всегда инфантильным - как само итальянское общество.

Из книги Владимир Маяковский автора Лелевич Г.

III. ГОСПОЖА ИСТЕРИКА Наряду с разрывом социальных связей характерна для Маяковского какая-то особая чувствительность нервной системы. Не здоровый, хотя бы яростный гнев, не свирепая злоба, а какая-то издерганность, неврастения, истеричность. Примеров десятки. Возьмем

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

«Его тихая ласка согрела меня…» Его тихая ласка согрела меня, Взволновала душевный покой, И смущенные мысли мои залила Золотистой горячей волной. И, как солнце купается в зыбкой волне, Золотым рассыпаясь дождем, Так заискрилось счастье в согретой душе, Отразившись

Из книги Стихотворения. 1915-1940 Проза. Письма Собрание сочинений автора Барт Соломон Веньяминович

«Тихая гостья отшельная…» Над городом-мороком. Вяч. Иванов Тихая гостья отшельная В час полуночный Над городом-мороком В башню стучится И медлит робко У входа. Отвычное сердце Жарко дышит, Горним видением Объятое… Из немых глубин Вознеслась душа На простор вершин, Где

Из книги Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева автора Коллектив авторов

164. «Шла - тихая - во тьме… Остановись!..» Шла - тихая - во тьме… Остановись! И замерла над пропастью она. В своем убранстве отходила высь И, как всегда, земля была пьяна Жестокостью и жадностью и тьмой. Откуда зов? Никто не звал. Никто Не услыхал, как детскою стопой Она

Из книги Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…» автора Ланщиков Анатолий Петрович

Тихая данность происходящего Интервью с композитором и звукорежиссером Андреем ДергачевымАндрей, поскольку ты занимаешься созданием музыки, то хотелось бы прежде всего узнать у тебя о процессе становления музыкального образа. Как возникает мелодия?Можно начать

Из рубрики «Ой, а я не знала!» — этимология слова «истерия» происходит от греческого «матка» и в своем классическом значении означает буквально следующее: «бешенство матки» — устаревший медицинский диагноз, на данный момент частично соответствующий ряду психических расстройств легкой и средней степени тяжести. Использовался для описания специфических расстройств самочувствия и поведения у женщин, причиной которых долгое время считалось блуждание матки по организму (откуда и название). К проявлениям истерии относили демонстративные эмоциональные реакции, потерю чувствительности, глухоту, слепоту, помрачения сознания, повышенную сексуальную активность и другое».

А про «истерику» вот чего Википедия говорит – «крайне нервное, возбужденное состояние, доводящее до потери самообладания и выражающееся в немотивированных болезненных поступках, в резкой смене настроений».

Истерики – наихудшее из женских зол, но самое страшное, что и из мужских тоже. Почти наряду со скупостью. Но сегодня я поговорю о женских истериках, потому что они интереснее и познавательней – это целый мир!

Итааак, классификация женских истерик, добавляйте, если что…

1. Истерика будничная, обыкновенная

Самый односложный вид женской истерики, связанный с «просто плохим настроением» или «нечего надеть».

Проявляется в резких ответных репликах, внезапных слезах, наездах на ровных местах, хлопаньи дверьми и показательном выворачивании гардеробных внутренностей.

Протекает без последствий, если обращаться с истерящей спокойно и бережно: «Да, милая», «Конечно, купим, любимая» или «Хочешь кофе?». С наиболее продвинутыми истеричками, городскими жительницами, этот номер, впрочем, не пройдет. Им лучше нежно сказать – «Заткнись», «Хватить истерить, ты же девочка», а в самых тяжелых, интеллектуально обогащенных, случаях — «Такими внезапными вспышками агрессии ты разрушаешь наши отношения, подумай об этом, пожалуйста!».

Будничная истерика не опасна и свойственна большинству девочек. При правильной реакции – кратковременна. При в корне неправильной может затянуться на месяцы, потому что девочка обижается уже не на видимую причину истерики, а на вашу реакцию на нее.

2. Истерика бурная, мокрая

Эта громкая истерика, как правило, является следствием какого-либо события или поступка, случившегося специально или нечаянно для обижания истерящей.

Громкая истерика сопровождается бурными уходами. С работы, вечеринки, свадьбы или многих лет счастливого брака. В последнем случае она всегда заканчивается возвратами, в первых трех – реже.

Единственная правильная реакция на такой вид женской истерики – просто ее переждать, ничего не предпринимая. А, когда буря утихнет, поговорить об этом.

3. Истерика тихая, небезопасная

Приглушенный голос, и тот особый тон, который выдает психиатров при общении с пациентами. Знакомо? Да, это она. Тихая небезопасная истерика. Она сопровождается тишиной и тихим голосом, но именно в такие моменты прокалываются шины, проламываются головы и подается заявление о разводе.

Такую истерику ни в коем случае нельзя игнорировать! Ни в коем! Её нужно зацеловывать, задаривать и отвлекать любыми способами, вам известными. Даже щекоткой.

4. Истерика-месть, косящая под «все хорошо»

Это самый опасный вид женской истерики. Проявляется в малоизученном симптоме: «внешне вроде как обычно, но я-то чувствую, ЧТО-ТО не так!».

Расслабся, чувак. Поздняк метаться. Не так ВСЕ.

В этом состоянии обезумевшие тетки низшего звена, публично сообщают всем о покупке нового платья, а сами идут «по экстрасенсам» делать страшные вещи, о которых вам лучше не знать. Именно в этом состоянии тетки звеном повыше заводят новые романы и делают их достоянием общественности, а сами нанимают частного детектива, который следит за вами и кует адские аргументы для лишения вас всего имущества при разводе.

Ключевое сходство всех этих теток – явно делать одно, тайно – замышлять другое, менее доброе, так что – будьте начеку и маскируйтесь под «терпилу». Действуйте с помощью той же тактики.

Вы спросите – а что делают тетки звена высшего? Отвечаем. Тетки звена высшего в случае нападения на них истерики №4, искренне стараются покупать платья и заводить новые романы, не проклиная ни вас, ни Бога, ни расписание троллейбусов. Потому что они свято уверены, что только они ответственны за собственное счастье и единственный способ мести – это быть успешной и счастливой. Эти морально растопчут вас, ничего не предпринимая – на то они и высшее звено.

Опасность, которая вам с ними грозит – это потерять их навсегда, но тут вам точно переживать не стоит – вы бы с такими и не справились. В противном случае, до истерики №4 вряд ли бы дошло.

Лично с меня видов истерик – хватит. Если у вас есть свои версии или смачные жизненные примеры – давайте их, девочки, перетрем 😉

Женская истерика – это особое эмоциональное состояние, практически неконтролируемое, неадекватное, сопровождающееся повышением голоса, плачем и чрезмерной жестикуляцией. Оно не поддается контролю, особенно в момент кульминации, хотя, когда только начинает нарастать напряжение, еще возможно повлиять, успокоить, взять под контроль ситуацию, и саму женщину.

В истерике женщина дает выход своим эмоциям, накопившейся боли, бессилию, переживаниям, и в тот момент делается крайне искренней. Также причиной данного состояния может быть желание чего-то добиться, о чем-то заявить, поэтому женская истерика – это своеобразный манифест.

Необходимо учесть, что следует различать бытовую и клиническую истерики. Бытовая сопровождается эмоциональным всплеском и носит характер разборки, выяснения отношений, с возможным бросанием предметов. В клинической психиатры определяют настоящих истериков, как истероидов. Эти люди (женщины и мужчины) обладают импульсивным характером и слишком развитым воображением, с детского возраста предрасположены к особо бурному проявлению эмоций.

Причины женской истерики

Женская истерика очень часто является способом манипулирования близкими и окружающими людьми в корыстных для себя целях. В любом случае, женская истерика – это очень заметное, эффектное действие и на него невозможно не обратить внимания, чего, в общем, женщина в большей части и добивается. Такая фемин любит быть в центре внимания, быть предметом восхищения и . Для этого она создает себе образ: вычурно одевается, неестественно красится и стрижется несоответственно своему возрасту. Ее поведение наигранно и отдает театральностью.

Для того чтобы понять насколько сильная женская истерика, что делать в такой ситуации, нужно разобраться в ее причинах.

Причиной женской истерики могут быть особенности нервной системы. Если женщина достаточно часто затевает необоснованные ссоры и это происходит очень интенсивно, если ее невозможно угомонить и она становится полностью неконтролированной, необходимо обратиться к хорошему специалисту (психотерапевту, психиатру). Если после диагностики окажется, что представительнице слабого пола свойствен истероидный или психопатический тип личности, станет понятно, почему она неспособна сдерживать свой запал, взрывные эмоции.

Благодаря своевременному обращению к врачу и поставленному корректно диагнозу, будет сэкономлено много сил и нервов. Специалист составит программу, по которой будет осуществляться психокоррекция поведения, пропишет необходимые лечебные средства и назначит курс психотерапии.

Также спровоцировать женскую истерику могут гормональные расстройства, недомогание, гормональные сбои во время климакса, при беременности, во время предменструального синдрома. В этих состояниях женщины становятся чрезмерно обидчивыми, уязвимыми, депрессивными, тревожными, с частыми переменами настроения.

Постоянные напряжения, регулярные стрессы, нервные срывы провоцируют возникновение женских истерик. Даже самая спокойная и уравновешенная фемин под постоянным воздействием нервного напряжения не выдерживает, «ломается» ее стабильная психика. Такое нервное состояние устраняется тем, что из жизни полностью убираются все дестабилизирующие психику факторы. Нередко сделать это очень сложно, но возможно.

Очень часто страдают истерикой волевые, сильные женщины, привыкшие взваливать все заботы на свои плечи и в одиночку контролировать все происходящее. От такого чрезмерного управления всем, образуется и перегруженность нервной системы, что требует определенного выхода наружу.

Истерика у женщины является способом эмоциональной разрядки. Она возникает не только у неуравновешенных вспыльчивых особ, но и у тех, которые в силу своего воспитания привыкли к тому, что эмоции должны сдерживаться, не позволять им выходить наружу. Это наносит большой удар по здоровью. Эмоциональные разрядки просто необходимы, но для того, чтобы дело не дошло до истерики, можно найти альтернативные способы «выпуска пара»: спорт, танцы, интенсивная физическая работа, визиты к психотерапевту.

Женская истерика в отношениях возникает под воздействием тоски, уныния, нереализованности, которая образуется на тле ничего неделания. Зачастую такое встречается у домохозяек, фемин, которые не состоялись в жизни, живут за счет обеспеченного мужа. У них наступает такой момент, когда они осознают, что в свое время могли самореализоваться. Именно под влиянием таких мыслей возникает женская истерика, во время которой фемин предъявляют претензии мужьям, что те не дают им возможности реализоваться.

Когда представительница прекрасного пола активна, принимает участие в общественной жизни, ей меньше угрожает возникновение истеричного состояния. Но, когда женщина, которая любит общение, встречи, вынуждена сидеть в четырех стенах, она начинает скучать, постепенно в ней накапливаются эмоции и самым доступным способом их излить является истерика. В этом случае выходом является поиск дополнительного занятия, хобби, прохождение курсов обучения какой-либо интересующей ее темы.

Переживание страха и беспокойства также приводят к возникновению истерик. Если фемин долго переживает какой-то страх, ей необходимо проанализировать его возникновение, понять причины. Во время переживания страха должен кто-то присутствовать возле нее, чтобы успокоить, убедить, что ее страх не имеет основания и постараться не довести это беспокойное состояние до степени истерики.

Как бороться с женской истерикой

Перед многими людьми (в частности, мужчинами) в определенный момент встает вопрос о том, что на самом деле собой представляет женская истерика, что делать, когда она возникает.

Для того чтобы что-то сделать нужно знать, чем опасна женская истерика и как к ней нужно относиться.

Приступ истерики у женщин выражается достаточно заметно и остро. Причиной может быть неприятная ситуация или реплика. Фемин начинает повышать голос, краснеет, в самый острый момент она начинает плакать, топать ногами и резко жестикулировать. Сознание в этот момент затуманивается и когда женщина успокаивается, она не может вспомнить досконально, что именно она говорила и что происходило все время. Такие истерические приступы могут очень часто повторяться.

Женские истерики в отношениях становятся причиной конфликтов и разводов. Мужчины часто берут инициативу в свои руки, ищут пути выхода из ситуации, предлагают женам обратиться к врачу, или даже сами настаивают на приеме психотерапевта.

Истерика является неадекватным поведением, которого следует избегать, но бывают особые формы ее проявления, которые могут нести самые плохие последствия. Тихая истерика, например, очень специфичная. Сдавленный тихий голос, особый тон, угрюмый взгляд, мрачное настроение – это то, чем опасна женская истерика такого типа. Если женщина не ругается и не бьется, она все равно должна куда-то подевать свою энергию и злость. Если такую фемин спросить — что случилось, ее ответ будет однозначным – ничего. В этот момент сразу нужно начинать предпринимать какие-то меры, потому что в таком состоянии женщина может делать различные подставы, действовать назло, собирать вещи, чтобы уйти.

В первую очередь мужчина должен выяснить, в чем причина. Проще всего это будет сделать – просто спросив напрямую. Но не спрашивать, что случилось, а спросить о том, можно ли как-то исправить ситуацию и что можно сделать сейчас же.

Фемин с более сложными приступами истерики должны лечиться под присмотром психотерапевта. Он выясняет, в чем причина приступов и назначает курс сеансов.

Нормализация половой жизни женщины может избавить ее от истерик. Поэтому есть смысл обратиться с мужем на консультацию к сексопатологу.

Следование режиму дня и ночи, достаточное количество сна и отдыха, правильное питание, запрет на вредные привычки, релаксация, спорт – вот те основные принципы, которые, если их придерживаться, минимизируют влияние негативных факторов, что в свою очередь, способствует устранению и профилактике возникновения истерики.

Если причина заключается в гормональных сбоях, то необходимо проконсультироваться с гинекологом, чтобы он прописал медикаментозные препараты, которые нормализуют гормональный уровень и уменьшат проявление вегетативных реакций. Вместе с этим назначаются седативные средства.

Во время истерики ни за что нельзя женщине отвечать агрессивно, этим только еще больше обострится ситуация. Нужно проявить хладнокровие и терпение, принять мнение женщины, после чего подарить ей ласку и заботу. Когда женщина успокоится, она оценит это и поблагодарит.

Популярным вопросом по данной теме является: пугает ли мужчин женская истерика? Женщина, отличающаяся истероидным типом личности – очень трудный человек, и терпеть постоянные ссоры и ее постоянные срывы не любой мужчина способен.

Мужчина в первую очередь ищет в женщине опору, стабильность и поддержку, а ее истерики свидетельствуют о неуравновешенности характера. Если в начале отношений женщина была спокойной, сдержанной, но в один момент она устроила истерику, ей следует ожидать на один из двух вариантов поведения мужчины.

В первом случае, мужчина, в состоянии шока от настолько резкой перемены, не разобравшись ни в чем, сразу разрывает отношения с женщиной.

Во втором случае, мужчина постарается сначала выяснить, в чем проблема, понять, что провоцирует такое состояние, попытается что-то предпринять. Но если истерики будут очень частыми и слишком интенсивными, то даже самый крепкий может опустить руки. И здесь даже дело не в том, пугает ли мужчин женская истерика или нет, делать с этим определенно что-то нужно. Поэтому женщина должна делать выводы о том, быть ли ей с мужчиной, через которого она страдает. Или если дело не в мужчине, она должна научиться себя контролировать, если на самом деле ей дороги отношения.

Как мужчина, так и женщина должны быть счастливыми в своих отношениях, радоваться, а не изводить истерическими проявлениями друг друга.

Тихая истерика

Хотелось написать нечто милое про Камуи и Котори. Понятное дело, альтернативку. Правда, романтики получилось исчезающее мало…
* * *
Котори Моно обычно не могла истолковать свои сны. Бывало только чёткое ощущение – беды или радости, правильного или неправильного.
Но в этот раз видение было особенно ярким и реальным. Даром что Котори точно знала: она никогда здесь не бывала и не видела этих двух женщин.
Черноволосая и безвкусно накрашенная нервно бегала по комнате, покусывая кроваво-красные ногти. Старалась держаться подальше от ложа, чтобы не разбудить вторую.
Та казалась ребёнком, свернувшимся калачиком и укрытым собственными роскошными светлыми волосами. Спала, такая крошечная, и всхлипывала во сне.
– Плачь, плачь! – зло шептала брюнетка. – Не ходишь, не видишь – а всё равно все тебя любят, все тебя жалеют! Сестрица-сновидица! Скоро ты заплачешь по-настоящему – когда твои сны начнут сбываться! Будущее неотвратимо!
– Будущее не неизменно! – закричала Котори, уже не в первый раз произнося эту фразу. И проснулась.
* * *
Широ Камуи с удовольствием бы вовсе не возвращался в Токио, не ходил в школу и не общался ни с кем. Слишком много воспоминаний, от которых – он был уверен – лучше бы сейчас держаться подальше. И лучше даже не для него. Слишком много беспокойства – тоже не за себя. И раздражающее ощущение, как будто он постоянно под наблюдением.
Хорошо бы сейчас быть по-настоящему одному – может, тогда смог бы отбиться, справиться, не подставляя никого…
Но не получалось. Подружка детства выбежала откуда-то из-за угла, оказалась рядом, чуть ли не обняла, с тревогой заглядывая в лицо.
И проигнорировать её уже не получалось, и делать вид, что совсем неинтересно – тоже…
– Ты в порядке? А вот мне – страшно, – выдохнула девочка и почти за него уцепилась.
– Что случилось? – и сразу представилось столько всего жуткого.
– Я сон видела… Непростой. Наш мир хотят разрушить…
– Мало ли что может присниться…
– Только не мне, Камуи, мне всегда казалось, что мои сны – неспроста. Там были две сестры, и одна обещала другой, что все её сны станут явью…
– Может быть, – ну неужели опоздал, неужели её тоже втянет во всё это?
– Страшно. Очень. Одно только – если это делают люди… а не неотвратимые силы… значит, ещё не поздно!
– Наверно. Только ты в это не лезь, я сам разберусь.
– Да я и не лезу, я же ничего сама не могу… Только поддержать тебя и попереживать…
– Не стоит.
– Ну как же не стоит? Если у тебя только и остались брат и я…
– Хватит того, что я за вас переживаю, – ну вот, сознался, наверно, зря.
– Ну это же и правильно, все должны переживать за всех, на то и семья и от этого легче. Только жалко, что я такая бесполезная… Но если мне ещё что-то приснится – непременно расскажу!
– Спасибо.
Котори быстро его обняла и убежала – пока не начал раздражаться. На душе стало вроде бы поспокойнее – теперь кто-то гораздо более сильный и умный будет знать об опасности…
Кое-что он, конечно, знал и так. И очень злило, что знал явно недостаточно. Значит, надо было выяснять.
А Котори тем временем молилась на ночь, чтобы увидеть опять нужный сон, понять побольше…
* * *
В эту ночь видения были ещё определённее. Сновидица-калека молила тихонько: «Камуи, только выбери правильно!» – а её сестрица злорадно поддакивала: «Выбери-выбери!» – явно имея в виду противоположную сторону. Обе сходились на том, что пока Камуи не сделает выбор – ничего не начнётся…
«Будущее можно изменить! – снова подумала Котори. – Кажется, главное – держаться подальше от обеих!»
…На другой день в школе девочка снова отыскала Камуи:
– Я видела их лица. Если две сестры будут тянуть тебя каждая в свою сторону – не слушай ни ту, ни другую…
– Я запомню, – в общем-то, ни на какую сторону он и не собирался, не хватало ещё…
– Правильно, – шелестела Котори, ей казалось, что она слабеет. – Одна такая… не может ни ходить, ни говорить, но видит сны. У неё длинные волосы, светлые, и сложная причёска. А вторая брюнетка, у неё губы и ногти как кровь…
– Понял. Разберусь. Ты только… тебе не плохо?
– Нет, ничего, нормально, – Котори светло улыбнулась.
– Хорошо…
На том они в этот раз и расстались. Девочка пошла домой отлёживаться – уроки могли и подождать, да и вообще – кажется, главное она сделала.
А Камуи ещё надо было многое обдумать. И оставалось только надеяться, что время есть, что никто не будет капать на мозги, втягивать в драки или – самое страшное – угрожать Котори и Фуме. Всё остальное волновало его куда меньше…
А потом его всё-таки притащили в храм. Те, кто тащил, были вроде бы не самыми плохими людьми, но был ли смысл им доверять? Особенно с учётом того, что ждало впереди. Так что он заранее был настроен никому особо не верить.
А уж когда увидел ту самую, которую упоминала Котори, маленькую, хрупкую, беззащитную, но окружённую почётом и почтением – ясно стало почти всё. К тому же теперь он точно понял, кто же следил за ним всё это время – слишком уж знакомое ощущение появилось в её присутствии.
А она, та, которую называли принцессой Хиното, вовсю давила на жалость, расписывала грядущую катастрофу и очень надеялась, что у неё получится убедить Камуи. А не у неё – так у её команды…
Но на сей раз не вышло ничего, кроме скандала. Причём скандала неслабого и почти что с переходами на личности…
И можно было хоть понадеяться, что после этого отстанут. Пусть даже ненадолго.
* * *
Они вроде и отстали. Только Котори в ближайшую ночь приснилось, что её чуть не придушили. Те самые, кроваво-красные когти…
– Ты слишком освоилась с даром, девчонка! Нам такие конкуренты не нужны!
Котори было парализовал ужас… но то ли она понимала, что спит, то ли просто знала, что права… Она рванулась и крикнула:
– Всё равно ничего у вас не выйдет!
А проснувшись, долго отдышивалась и думала: надо бы самой проникнуть в чужие сны и хоть что-то сделать!
…Этот сон Котори даже не успела рассказать Камуи. Бессонная после видения, тревожная ночь повела к тому, что девочку буквально сморило на втором уроке, и на несколько минут она совсем выпала из реальности.
Но за эти несколько минут случилось нечто важное.
Перед Котори появилась незнакомая хорошенькая девочка с тёмными волосами и в замысловатом наряде. Подмигнула, засмеялась:
– Привет! Твой дар оказался сильнее, чем ожидалось! И ты ведь хочешь помочь Камуи?
Котори сначала кивнула, потом спросила:
– А ты кто?
– Меня зовут Сумераги Хокуто, зашла вот настроение тебе поднять. Давай я тебя вечером познакомлю с одним парнем, он тоже сновидец, глядишь, вместе и сумеете сделать то, что ты хочешь!
На этом месте Котори разбудили. И сейчас она решила пока вообще ничего Камуи не говорить. Он ведь просил её ни во что не лезть! Так что лучше всего будет, если сначала что-то сработает, а потом Камуи об этом узнает…
* * *
Обещанный новой знакомой «парень» оказался хоть и молодым, но бледным и грустным, и происходящее явно его как минимум изумляло. Котори приветливо ему улыбнулась – и не знала, что говорить…
Он заговорил первым, назвал её по имени, улыбнулся неловко:
– И что же ты хочешь?
– Ой, ты знаешь, как меня зовут?.. Хотя да… В общем, одним словом… я хочу, чтобы дорогой мне человек понял, что ему не обязательно играть в эти игры.
– Вернее, не так, – подмигнула Хокуто. – Чтобы те, кто игры устраивает, поняли, что не надо трогать твоего мальчика.
– Напугать? – понимающе кивнул сновидец. – Ну что, если вы обе и правда верите, что это что-то изменит… да даже если нет…
– Изменить что-то всегда что-то можно, – уверенно сказала Котори и грустно улыбнулась. – А тебя как зовут?
– Кузуки Какъо. Ох, извини, – спохватившись, он протянул девушке руку. – Я порой забываю о реальности.
– Это не страшно, – влезла Хокуто и почти подцепила его под руку. А Котори снова улыбнулась, мол, всё хорошо… – Ну, пошли пугать? Ты ему скажи, кого, и поищем дорогу!
– Найти несложно, – кивнул Какъо.
…И они заявились в пророческий сон сестрицы-калеки. Вломились невежливо и неорганизованно, потому что впереди шла Хокуто. И, наверно, поэтому же показать они могли немало интересного…
Сестричка-инвалид сжалась в комочек, боялась и спрашивала:
– А что, всё будет не так, как мне увиделось раньше?
– Всегда может быть как-то ещё, – с неколебимой верой ответила Котори.
– Тем более, что вообще всё это лажа, – поддержала Хокуто. – Это всё ваша сестрица развлекается, чтобы вы страдали.
– Она, кстати, и сейчас тут рядом, – добавил Какъо, до сих пор в разговоре не участвовавший. – Подглядывает.
– Вот противная, – не удержалась калека.
– Она вас очень не любит, – грустно сообщила Котори. – И хочет воплотить все ваши видения…
– И уже мало ждать, что всё само образуется, – поддержала Хокуто. – Надо что-то делать. Сейчас пойдём к ней и повытрясем правду.
– И не трогайте Камуи, ладно? – опять заговорила Котори. – Вовсе он не должен что-то выбирать и всех спасать…
– Убью! – взвизгнули рядом.
– Найди сначала, – тихо и зло пробормотал сновидец, уже неосознанно прикрывший обеих своих спутниц.
Котори доверчиво за него спряталась, чувствуя, что он друг им всем, настоящий… Хокуто показала язык в пространство:
– Мы вам ещё покажем!
– Ты и так уже дохлая! – визжала истеричная брюнетка с кроваво-красными ногтями.
– Уж поживее тебя!
– И вторая девчонка там же будет! А если Камуи не выберет – мы возьмёмся за её братика!
– Не доберётесь. Мне терять нечего, и поэтому ни до кого из них я вам и дотронуться не позволю, с меня хватит, – снова спокойно вмешался Какъо.
И с тем они красиво ушли, потому что дальше было уже неинтересно – всё те же визги и вопли.
– Самое главное мы узнали, – Хокуто тряхнула за плечо замершую Котори.
– И не бойся, – Какъо мягко сжал её руку. – Вы обе – первые за всю жизнь, в кого я верю, а значит, всё получится.
– Обязательно получится, – вера Котори была бы крепкой и на костре, на который кто-нибудь бы её возвёл, а уж с такими друзьями… – Только я так и не поняла, при чём тут мой брат.
– Не знаю, этого я не видел, – вздохнул Какъо.
– Ну разберёмся, в крайнем случае ещё эту истеричку потрясём, – почти беззаботно сказала Хокуто. Ей-то тоже было нечего терять…
* * *
Фума Моно был крайне удивлён, что его сестрёнка вдруг начала задавать ему такие странные вопросы.
– Откуда ты знаешь про Камуи?
– Я видела сон. И мне дали понять, что я не должна была его видеть.
– Ты всё-таки…
– Что?
– Мы подозревали, что у тебя слабый дар сновидца. Значит, от тебя и правда не скроешь…
– И не пытайтесь. Главное, братик, объясни наконец, при чём тут ещё и ты?
– Отец перед смертью сказал, что Камуи и я – духовные близнецы. Если один из нас делает выбор – второй автоматически занимает противоположную сторону.
– Вот как… А Камуи об этом знает?
– Разумеется, нет.
– Неправильно это, Фума. Если он будет знать ещё и то, что в любом случае его выбор ударит по тебе, – он тем более его не сделает!
* * *
Высокая манерная женщина наблюдала из-за деревьев за идущей по улице неразлучной тройкой. Камуи упрямо шёл впереди, словно бы не желая никого слушать. Котори цеплялась за его руку, а другой рукой тянула за собой брата. Девочке явно хотелось, чтобы эти двое поговорили о чём-то важном.
Всё это было очень плохо. Женщине нужно было поговорить с Камуи. Моно-младшая в этом не стала бы помехой, сестру Камуи по матери она не помнила в упор, а вот Фума помнил. И сразу бы сообразил, что всё неспроста. Что меченосица будет давить на Камуи. И пугать Котори, на её глазах производя на свет священный меч. Как когда-то её собственная мать…
Придётся пока к ним не соваться. И остаться пока в живых.
Что ж, может, оно и неплохо.
Может, будущее и в самом деле не неизменно. Раз уж всё пошло не по плану…
* * *
Эти люди явно не отличались оригинальностью мышления. И, видимо, тётка Камуи не смогла подслушать, о чём он говорил с братом и сестрой Моно. А к тому же Хиното то ли не поверила, то ли не захотела поверить в то, что узнала о своей сестре и её коварных планах. Потому что мальчика банально снова вытащили во дворец к Хиното…
Зачем – он вполне себе представлял, и надеялся, что и в этот раз оставит их ни с чем.
Хиното опять давила на жалость, убеждала, что не сделай он выбора – не сможет защитить Фуму и Котори. Но Камуи уже знал цену всем этим словам.
– А второй вариант? – не то, чтобы его это волновало, но…
– Тогда ты станешь воплощённым хаосом и разрушением, и хорошо от этого не будет никому.
– И от этого что-то изменится?
– Защищать ты уже не сможешь.
– И вас это так беспокоит?
– Конечно. Наши интересы совпадают…
– Да что вы говорите. Поэтому вы угрожали моей подруге, а меня пытаетесь убедить, что хотите её защитить?
– Она сказала, что будущее можно изменить. Это неправда, Камуи.
– Вы уже признали, что варианта как минимум два, – он пожал плечами. – Но это всё равно неважно. В ваши игры я не играю. Любой, кто попытается вмешаться, об этом пожалеет. А будущее уж само как-нибудь разберётся.
Хиното явно смешалась:
– Ты тоже будешь мне говорить, что моя сестра меня ненавидит и всё подстраивает?
И тут Фума притащил за шкирку ту самую сестру, а Котори шла рядом.
– Пусть она сама вам скажет, – голос старшего Моно звучал очень спокойно, но от этого почему-то становилось страшно.
– Не знаю, кто из вас что подстраивает, и не хочу знать, зачем. Это ваши проблемы, – Камуи взял подругу за руку, так почему-то было спокойнее.
Котори прижалась к нему, а глазела на брата.
Фума с очень добрым лицом больно дёрнул Каноэ за волосы. Та взвизгнула… и тут её прорвало.
– Да, ненавижу, ненавижу, ненавижу!!! И пусть её сны сбываются! Я всё для этого сделаю!
– А так – не сбудутся? – тихо спросила Хиното.
– Нет, – так же тихо и твёрдо сказала Котори. – Всё зависит только от нас самих…
– Такой мир я бы, пожалуй, выбрал, но всё равно лучше не буду, так честнее, – шепнул ей Камуи. – Пойдём и пусть разбираются, или помочь?
– Да пошли, – шепнула Котори. – Не хочу, чтобы кто-то при нас дрался…
– Я прослежу, – кивнул Фума. – Идите, ребята.
…Истеричную Каноэ он успокоил кулаком по голове, а потом подозвал мальчика, считавшего себя личным телохранителем Хиното, и велел следить за каждым движением этой женщины. Заклинания парни плели долго и вдвоём, а Хиното в это время спала. И в кои веки не видела во сне ужасов.
А Камуи и Котори всё ещё бродили по улицам, взявшись за руки…

Август-сентябрь 2010

Особенностей поведения, присущих людям с преобладанием истерического компонента, сейчас достаточно большое количество, однако можно выделить наиболее характерные. Стремление казаться в собственном мнении и, особенно в глазах окружающих значительной личностью, что, как правило, не соответствует объективной реальности. Внешне указанные особенности могут проявляться в стремлении к оригинальности, демонстративности, страстном поиске и жажде признания у окружающих, гиперболизации и расцвечивании своих переживаний, показушничестве и «рисовке» в поведении.

Людям с преобладанием истерических черт личности свойственны позерство, иногда лживость, склонность к нарочитым преувеличениям, поступки, рассчитанные на внешний эффект.
Их эмоции яркие, бурные во внешних проявлениях, на крайне неустойчивы и поверхностны, их восторги и огорчения выражаются в демонстративных формах (громкие рыдания, заламывание рук, «истерическая дуга» и т.п.). Однако, эти, но эмоции не постоянны и не глубоки.

Одной из основных черт личностей с преобладанием истерического компонента является эгоцентризм. Тех из них, у кого преобладает фантазирование и лживость, называют патологическими лгунами, псевдологами, мифоманами. Чтобы привлечь к себе внимание, они могут рассказывать необыкновенные истории, в которых отводят себе роль главных героев, говорят о перенесенных ими нечеловеческих страданиях, могут поразить окружающих необычными проявлениями какого-либо заболевания с демонстрацией обмороков, припадков.

Психика таких лиц крайне незрела и носит черты психического инфантилизма. Им часто достаточно трудно ужиться с окружающими. На таких людей достаточно большее влияние оказывают непосредственные впечатления, чем логически осмысленные доказательства.

Обострение негативных истерических компонентов происходят, как правило, в кризисных жизненных обстоятельствах (стрессы, истощение нервной системы, возрастные кризисы, различные формы соматических заболеваний и т.д.).

Лечение истерики

Истерические компоненты могут проявляться не только при личностных расстройствах, но и при неврозах , и достаточно часто при психотических нарушениях.

Как специалисты, мы рекомендуем, если у Вас начали появляться состояния, когда Вы не можете совладать со своими эмоциями, начинают проявляться признаки истерики, истерического поведения, незамедлительно обратитесь за помощью к хорошему врачу-психиатру или врачу-психотерапевту для проведения своевременной коррекции, лечения истерик. Не допускайте, чтобы заболевание стало хроническим и лечение стало бы затруднительным.

Помните, что на ранних стадиях лечение истерики хорошо поддается терапевтическим мероприятиям и корректировке. При наличии хронических расстройств с проявлением истерического поведения эти состояния так же поддаются лечению, но для этого требуется больше времени и усилий, как со стороны врача, так и со стороны самого пациента и его окружения.